Учиться никогда не поздно

В последнее время появилось много новых терминов, в том числе на английском языке, используемых в HR-среде. Что они означают и в каких контекстах используются, рассмотрим ниже.

AGILE — ("аджайл", от англ. "гибкий, подвижный") - гибкая методология управления проектами, свод ценностей, в каком-то смысле образ жизни. Agile предполагает эффективное командное взаимодействие, отсутствие формализма в общении с заказчиком и гибкость в изменении первоначального плана действий.

Agile опирается на 4 принципа:

1. люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;

2. работающий продукт важнее исчерпывающей документации;

3. сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;

4. готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Одним из видов практического воплощения принципов Agile является Scrum - набор конкретных правил работы. Подобные методы управления используют бирюзовые организации.

APPROACHING — одно из направлений ХЕДХАНТИНГа; переманивание конкретного человека из определенной компании, которого заказчик хочет видеть в качестве своего сотрудника.

HRM (Human Resources Management) — буквально переводится как "Управление человеческими ресурсами". Сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами. Управление персоналом заключатся: в формировании системы управления персоналом, в планировании кадровой работы, в проведении маркетинга персонала, в определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

SCRUM (от англ. "схватка, толкотня в борьбе за мяч в регби") — методология, структура гибкого управления проектами, практическое воплощение принципов Agile. Термин пришел из IT-сферы: методология использовалась в работе над ПО, но сейчас она распространяется и на другие сферы. Основой скрама является спринт - это 1-4 недели, в ходе которых получают новую версию продукта (некий результат). Чем короче спринт — тем быстрее получение обратной связи от заказчика, тем более гибким является управление.

В Scrum есть всего четыре пункта, которые и обеспечивают эффективность и высокую скорость работы:

1. В начале каждого спринта проводится собрание - планирование спринта (Sprint Planning Meeting).

2. Каждый день проводится "летучка": ежедневное 15-минутное собрание (Daily Scrum meeting), в ходе которого каждый член команды отвечает на вопросы: "Что я сделал для проекта вчера?", "Что я сделаю для проекта сегодня?" и "Какие препятствия я встретил?".

3. В конце спринта проводится Обзор итогов спринта (Sprint review meeting), на котором всем заинтересованным лицам демонстрируется полученный результат.

4. В завершении проводится Ретроспективное совещание (Retrospective meeting), на котором участники оценивают эффективность завершенного спринта и планируют улучшения следующего.

В команде, которая работает над проектам по скрам-принципам, выделяют три роли:

• Скрам-мастер (Scrum Master) — "менеджер" проекта, который корректно ведет скрам-процесс и отвечает за взаимодействие в команде.

• Владелец продукта (Product Owner) — представляет интересы конечных пользователей и отвечает за продукт.

• Команда Разработки (Development Team) — специалисты разного профиля, непосредственно работающие над проектом.

Благодаря Scrum можно быстро достичь первого результата и получить обратную связь. За счет движения короткими спринтами и постоянной связи с заказчиком Scrum адаптирует результат работы к постоянно меняющимся условиям. Команда, работающая над проектом по скрам-принципам, становится ответственной и самоорганизующейся.

HiPo (от англ. "High Potential" - высокопотенциальный) — сотрудники с высоким потенциалом. Нынешняя эффективность работы для них - не предел: они обладают желанием и способностью к росту и развитию, что позволяет им освоить новые роли и добиться успеха на другой должности. Часто термин HiPo употребляется в контексте управления талантами.

TALENT POOL — кадровый резерв. Список сотрудников организации, обладающих высоким потенциалом (HiPo). Термин обычно используется, когда говорят об управлении талантами (Talent management). Главной задачей при формировании Talent Pool является оценка не текущей профпригодности, а потенциала, необходимого для успеха в новых областях.

АНКЕТА ПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА (POQ) — процедура, используемая при анализе работы; описывает работу терминами деятельности работника. Анкета основана на чертах характера человека, позволяющих использовать его на различных работах, к которым он наиболее склонен. Заметным недостатком является то, что анкетирование занимает достаточно много времени.

АУТПЛЕЙСМЕНТ — услуга по определению сокращенных (уволенных) сотрудников на новые должности или на тренинг

АДВАЙЗЕР — консультант, советник.

АССЕРТИВНОСТЬ — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себя роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространённых типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнёры».

АСТЕНИЗАЦИЯ — состояние психофизиологического истощения, к которому приходит работник в результате длительного перенапряжения (стресса) или тяжелого психотравматического переживания.

БЕНЧМАРК — образец, принятый за эталон для сравнения. Близкий термин - "база сравнения".

ВОРКШОП (от англ. workshop - "мастерская") — особый формат обучения в группе, где собираются специалисты-практики, обсуждают заявленную проблему и обмениваются собственным актуальным опытом по вопросу. В ходе воркшопа участники очень активны и много узнают друг от друга. Ведущий при этом может быть одним из признанных экспертов, мастеров отрасли, первоначально предлагающим свое видение и способы решения проблемы, выполнять роль модератора, либо отсутствовать вовсе.

БРЕЙНТИЗЕРЫ (от англ. "brain" - мозги и "teaser" - дразнить) - маленькие задачки (часто из одного вопроса), требующие нестандартных расчетов. Например:

• Сколько шариков для пинг-понга поместится в Боинге 787?

• Сколько времени потребуется, чтобы досчитать до миллиона?

• Сколько весит слон?

Подобные вопросы используют на собеседовании в первую очередь с целью оценки способности к рассуждению, умения принимать решение в нестандартной ситуации, а также общей эрудиции и навыков устного счета. HR-ам следует учитывать то обстоятельство, что соискателям в процессе подготовки к собеседованию доступны те же Интернет-подборки брейнтизеров, что и им.

ДAУНШИФТИНГ — (от английского downshifting) - буквально "сдвиг вниз". Это резкий уход человека с поступательного движения по лестнице какой-то уже обозначенной карьеры на другую "лестницу", как правило, с понижением стартовой позиции. Сами "дауншифтеры" объясняют это понятие так: осознанный отказ от чужих целей, жизнь ради себя и своей семьи. Он может сопровождаться понижением зарплаты и должности, отказом от традиционной карьеры и "крысиных бегов". А может привести к созданию собственного бизнеса с еще большими доходами.

ДЬЮ-ДИЛИДЖЕНС (от англ. due diligence - обеспечение должной добросовестности) — это тщательная подготовка компании к проведению преобразований, осуществлению трансакций.

ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ — пусковое, начальное мероприятие, которое открывает какой-то ряд аналогичных мероприятий или какой-то проект.

КАСТОМИЗАЦИЯ — это процесс настройки компьютерной системы под нужды пользователя (потребителя). Кастомизированная версия теста — индивидуальный, адаптированный, сделанный под заказ клиента тест для оценки требований конкретной работы. В более широком смысле К - это предоставление потребителю права выбора определенных свойств любого товара (цвета, набора дополнительных фунций, акссессуаров и т.п.). Близкий термин - "КОНФИГУРАЦИЯ".

КАНАЛИЗАЦИЯ — процесс поиска и использования определенных психологически приемлемых каналов выхода скрытой неудовлетворенной энергии (мотивации).

КОМЬЮНИТИ (сообщество) — в литературе - объединение материалов, авторов по определенной тематике или цели. Также К - объединение с людьми близкими по духу, мировоззрению и др.

КОУЧИНГ — наставничество, система внешнего содействия тому, чтобы работник осознавал, что, зачем и как он делает и на базе этого повышал производительность. В контексте бизнеса коучинг означает повышение эффективности деятельности (performance) на работе путем превращения того, что делают люди, в учебную ситуацию по определенному плану и под руководством коуча (наставника).

МОББИНГ (от англ. mob – толпа) — это ситуация притеснения работника со стороны коллег, начальства и подчиненных, также форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Распространенные виды моббинга: бойкотирование, придирки, насмешки, дезинформация, доносительство, причинение вреда здоровью, мелкие кражи и порча личного имущества.

НЕТВОРКИНГ (англ. networking, net — сеть и work — работать) - буквально "работа по созданию сети". Это решение жизненных и рабочих задач с помощью сети знакомых, круга друзей. Нетворкинг тесно связан с общением в социальных сетях, но не ограничивается им. В основе нетворкинга лежит теория шести рукопожатий, согласно которой каждый из нас опосредованно знаком с любым жителем планеты через цепочку знакомых. Несомненным плюсом нетворкинга является построение доверительных и взаимовыгодных отношений с людьми.

В HR нетворкинг проявляется в виде рекомендательного рекрутинга, где в качестве "полезных знакомых" выступают сотрудники компании (например, в реферальной программе "Приведи друга"), нанятые кандидаты, HR-ы внутри и вне компании, а также личные связи рекрутера. Существуют книги по нетворкингу, посвященные умению налаживать контакт и завязывать полезные знакомства (наиболее известная - "Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга", Кейт Феррацци), блоги, проводятся нетворкинг-встречи.

ПРЕДИКТОР — определенный параметр, характеризующий персонал, позволяющий прогнозировать эффективность его работы в будущем.

СТРЕССОВОЕ ИНТЕРВЬЮ — это тип собеседования, предполагающий создание стрессовой ситуации для кандидата. Цель метода — выяснить уровень психологической устойчивости соискателя и узнать, способен ли он быстро реагировать на неожиданности.

СТАФ — штат, штатный персонал организации (компании).

СКРАЙБИНГ — процесс зарисовки основных тезисов в процессе донесения информации. Целью скрайбинга является лучшее понимание и запоминание информации. Скрайберы приглашаются на конференции, семинары, тренинги, совещания или фокус-группы, принципы скрайбинга используются в рекламе, при создании презентаций, афиш, приглашений и т.д. Существуют компании, предлагающие услуги скрайбинга и школы скрайберов. Скрайбинг - яркий пример проявления такого явления, как аудиовизуальная культура.

ФАСИЛИТАТОР — помощник ведущего круглых столов, семинаров, тренингов и т.д. Цель фасилитатора - поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

ФРЕЙМВОРК — (от англ. framework - рамки, структура) термин пришел из IT, но сейчас в широком смысле означает заданную структуру какого-либо процесса, последовательность этапов работы, конкретную технологию. Например, "Scrum - фреймворк идеологии Agile".

ЭКСТЕРНАЛИЗМ — внешний контроль, склонность работника считать ответственным за свои успехи или неудачи других людей, руководство, "общее тяжелое в стране" и т.п.

ЮСТРЕСС — позитивный стресс, ведущий к повышению интенсивности, продуктивности и эффективности деятельности сотрудника.

ЮНИТ (unit) — отдельная единица или блок в функциональной или организационной структуре.

Надеемся, что данная статья помогла Вам пополнить Ваши знания!